Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования (личностных, мета предметных, предметных) обучающимися 1-9-х классов.
Задачи организации внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное
Для ре-ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще¬ние);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Рабочие программы внеурочной деятельности на уровень НОО
Направление внеурочной деятельности |
Программа |
Классы/часы |
Ведущий учитель |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики |
«Разговоры о важном» |
1 |
1 |
1 |
1 |
Классный руководитель |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Хореография |
1 |
Касьянова В.В. |
|||
Проектно-исследовательская деятельность |
Проектная деятельность «Исследую и проектирую» |
1 |
1 |
1 |
1 |
Классный руководитель |
Коммуникативная деятельность |
ПсихологиЯ |
1 |
1 |
1 |
1 |
Педагог- психолог |
Художественно-эстетическая творческая деятельность |
Каллиграфия «Веселый каллиграф» |
1 |
Садыкова Е.А. |
|||
Информационная культура |
Информатика |
1 |
Лукьянец Е.В. |
|||
Интеллектуальные марафоны |
Занимательная математика |
1 |
1 |
Классный руководитель |
||
Грамотный читатель |
1 |
1 |
1 |
Гузаева С.В. |
||
Шахматы |
2 |
2 |
2 |
2 |
Миндеров М.С. |
|
«Учение с увлечением» |
Веселый английский |
3 |
3 |
3 |
3 |
Учителя английского языка |
Количество часов в неделю |
10 |
10 |
10 |
10 |
||
Количество часов за год |
330 |
340 |
340 |
340 |
Рабочие программы внеурочной деятельности на уровень ООО
Направления |
Учебные курсы |
Классы |
Учитель |
|||||
5 |
6.1 |
6.2 |
7 |
8 |
9 |
|||
Комплекс воспитательных мероприятий |
Разговоры о важном |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Классные руководители |
Развитие личности и самореализация обучающихся |
ПсихологиЯ |
1 |
Педагог-психолог |
|||||
Россия- мои горизонты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Педагог-психолог |
||
Разговорный английский |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Учителя английского языка |
|
Театральная студия "Закулисье" |
1 |
Макаева А.И. |
||||||
Дополнительное изучение учебных предметов |
Испанский язык |
2 |
Учитель испанского языка |
|||||
Необычный английский |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Учителя английского языка |
|
Спортивное программирование |
1 |
Лукьянец Е.В. |
||||||
Русский язык (углубленно) |
1 |
Макаева А.И. |
||||||
Математика (углубленно) |
1 |
Лукьянец Ж.В. |
||||||
Занимательный русский |
1 |
Новикова Е.Б. |
||||||
Pro физика |
1 |
Лукьянец Ж.В. |
||||||
Удивительный мир геометрии |
1 |
Лукьянец Ж.В. |
||||||
Олимпиадная математика |
1 |
Шевалдина С.Г. |
||||||
Подготовка к ОГЭ. Математика |
1 |
Шевалдина С.Г. |
||||||
Подготовка к ОГЭ. Русский язык |
1 |
Новикова Е.Б. |
||||||
Подготовка к ОГЭ. Литература |
1 |
Новикова Е.Б. |
||||||
Подготовка к ОГЭ. Обществознание |
1 |
Хабиров Д.О. |
||||||
Профориентационная работа/ предпринимательство / финансовая грамотность |
Экскурсионный Петербург |
1 |
1 |
1 |
1 |
Классные руководители |
||
Юный журналист |
1 |
Макаева А.И. |
||||||
Юный лингвист |
1 |
Макаева А.И. |
||||||
Формирование функциональной грамотности |
Проектная и олимпиадная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Классные руководители |
|
Подготовка к ВПР |
1 |
Хабиров Д.О. |
||||||
Подготовка к ВПР |
1 |
1 |
Лукьянец Ж.В. |
|||||
Подготовка к ВПР |
1 |
Пименова А.Л. |
||||||
Подготовка к ВПР |
1 |
Шевалдина С.Г. |
||||||
Количество часов в неделю |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
||
Количество часов за год |
340 |
340 |
340 |
340 |
340 |
340 |
Рабочие программы внеурочной деятельности на уровень СОО
Направления |
Учебные курсы |
Классы |
Учитель |
10 |
|||
Комплекс воспитательных мероприятий |
Разговоры о важном |
1 |
Классные руководители |
Развитие личности и самореализация обучающихся |
Россия – мои горизонты |
1 |
Педагог-психолог |
Дополнительное изучение учебных предметов |
Разговорный английский |
2 |
Щетинина Т.А. |
Говорим и пишем правильно |
2 |
Новикова Е.Б. |
|
Подготовка к итоговому сочинению |
1 |
Новикова Е.Б. |
|
Азбука модуля |
2 |
Шевалдина С.Г. |
|
Профориентационная работа/ предпринимательство / финансовая грамотность |
Экскурсионный Петербург |
1 |
Хабиров Д.О. |
Количество часов в неделю |
10 |
||
Количество часов за год |
340 |