Особенности дистанционных форм образования ЧОУ «Школа «Таурас»
До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в современных реалиях дистанционное обучение доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией образования через всю жизнь, а не только в форс-мажорных обстоятельствах.
В начале этого учебного года никто не предполагал, что возникнет необходимость быстрого и массового внедрения дистанционных форм образования в школе. Закреплённые в ст.15, 16 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возможности школы в плане электронного образования, дистанционных образовательных технологий, различных форм получения образования для многих оставались лишь возможностями, но не необходимой реальностью. О них знали, но не думали, не продумывали сценариев и моделей масштабной реализации.
Конечно, согласно 273-ФЗ, школа организует обучение в очной, очно-заочной и заочной формах. Однако, нигде не регламентировано, что очно-заочная и заочная формы обучения должны реализовываться с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, могут, но не обязаны.
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой будут иными, так как обусловлены специфическими возможностями информационной среды сети Интернет, ее услугами (чаты, форумы, электронная почта, онлайн-платформы, видеоконференции и пр.).
Стремительно развивающиеся события в мире (пандемия коронавируса) привели к потребности в создании интегрированной образовательной модели ЧОУ «Школа «Таурас», традиционной и онлайн-школы одновременно – образовательной организации, способной функционировать самостоятельно, быстро переключаясь при необходимости с одной модели на другую или реализующей две модели одновременно. Такой современный вариант школы можно назвать «мобильная школа».
Сегодняшняя законодательная реальность такова, что кроме двух статей с определениями (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ») у нас нет ни необходимой нормативной базы, ни опыта, ни четких алгоритмов и минимальных требований к дистанционной форме функционирования школы на определённый период, включая механизмы входа в режим функционирования в виде мобильной школы и выхода из него впоследствии.
Вот так становятся очевидными тенденции и тренды современного образования («чему и как учить?»). В последнее время быстрой организацией дистанционного обучения озадачился весь мир. Но подходы к этой организации совершенно разные.
Ступени перехода к реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в ЧОУ «Школа «Таурас»:
- МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ.
Проведён мониторинг готовности учащихся и педагогов к электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий (наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию каждого приложения).
Выявлены те, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн (нахождение за пределами РФ, карантинные мероприятия и т.д.) продуманы формы работы с такими учащимися и родителями (законными представителями) – вплоть до организации заочного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ и организацией сессий.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Первоочередная задача школы – организовать и максимально оптимизировать под существующие реалии рабочее время учителя и учеников для реализации образовательной программы. Это осуществляется на основании проведенного мониторинга технического оснащения. Особенно хочется обратить внимание на малую эффективность с точки зрения реализации образовательной программы формальной отправки ежедневных домашних заданий как единственного варианта обучения, а также совершенно бессмысленно пытаться реализовать расписание очной формы обучения в онлайн формате. Во-первых, 5-6 часов подряд работы за компьютером – недопустимая нагрузка на ребенка; во-вторых, темп обучения в очной и электронной формах разные, объем усвоения учебного материала тоже. Необходимо составление расписания для электронной формы обучения, в идеале дополнительно вариант расписания для интеграции очной и электронной форм обучения. Ключевой фигурой при интеграции очного и электронного обучения является учитель. От построенного взаимодействия и профессиональной договорённости учителей зависит успех всей организации.
- ВИЗУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Возникла необходимость предусмотреть и организовать время визуального взаимодействия учителя и групп учеников (в рамках классов). Варианты реализации: групповые уроки и беседы по скайпу, zoom и т.д. Была также предусмотрена возможность индивидуальных видеоконсультаций (кратких по продолжительности, групповых или индивидуальных) для начальной школы ежедневно; для основной школы в виде лекций и практикумов посредством образовательных платформ, социальных сетей несколько раз в неделю.
В рамках дистанционного обучения в школе выделено время в общем графике-расписании для визуального общения всего класса один раз в день с классным руководителем, при этом включается камера каждого, чтобы можно было общаться лицом к лицу и передавать новости, проблемы или мысли об обучении в течение этого дня.
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
В кратчайшие сроки налажена обратная связь с учениками посредством корпоративной электронной почты, через официальные ресурсы, при этом сохраняется вся историю коммуникации, вопросов-ответов.
- СОТРУДНИЧЕСТВО, А НЕ ИЗОЛЯЦИЯ.
Очень важно и очень непросто было организовано сотрудничество учеников между собой в дистанционной форме, сотрудничество учеников с учителем. Хорошим решением для этого стали групповые задания, проекты и творческие работы, предусматривающие совместную работу в общем документе, в групповом чате в социальной сети, в групповой переписке в почте. Таким образом решён актуальным вопрос обучения всех участников образовательных отношений навыкам письменной коммуникации.
- АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ).
Родители (законные представители) учащихся ЧОУ «Школа «Таурас» привлечены к сотрудничеству со школой и оказанию помощи в реализации дистанционного обучения. С родителями налажена конструктивная связь в плане содействия в построении новой модели обучения в переходные периоды, они вовлечены в систематический контроль обучения своих детей.
Четко определены группы родителей (по активности и возможностям), разработан график взаимодействия (виртуальные консультации, обсуждения) с подключением классного руководителя и администрации школы.
- ГИБКОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ БЫСТРОЙ АДАПТАЦИИ.
Всем участникам образовательных отношений пришлось учиться быстро и много. Учиться друг у друга, самостоятельно. Это стало основополагающим принципом организации образования посредством дистанционных технологий.
Нет идеально правильных решений и алгоритмов. Нужно мониторить активность учащихся, родителей, возможности и сложности педагогов, перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и учащихся между собой, в малых группах. Здесь уместно организовывать онлайн-опросы, систематическую рефлексию (возможно ежедневную на этапах «входа» в онлайн-образование и «выхода» из него) с анализом организации, технических возможностей, комфорта, времени. В работе с младшими школьниками обязательно более активное подключение родителей (законных представителей).
На основании предложенных ступеней перехода к реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в ЧОУ «Школа «Таурас» чётко распределены «роли» всех сотрудников. И эффективность реализации образовательных отношений в дистанционной форме напрямую зависит от качества исполнения данных «ролей».
Роль администрация школы:
- издает приказ о временном переводе образовательных программ на реализацию в форме электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами, разрабатывает соответствующее Положение;
- формирует комиссию по проведению мониторинга технического обеспечения учителя (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые электронные приложения), выявляет потребности в обеспечении учителей необходимым оборудованием, проверяет наличие действующих адресов электронной почты, фактической работы на онлайн-платформах;
- организует ежедневный «экран обучения» - мониторинг фактически присутствующих обучающихся, дистанционно обучающихся (по информации от родителей (законных представителей) и заболевших (тех, кто по болезни не учится). Определяется время подачи сведений от каждого класса ответственным специалистам за мониторинг;
- определяет оптимальный набор ресурсов, онлайн-платформ и электронных приложений, в том числе электронных образовательных ресурсов, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, продумывает инструкции и алгоритмы для учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей) по каждому ресурсу, используемому при дистанционной форме обучения;
- организует систему взаимообучения учителей внутри коллектива по использованию электронных приложений, организации онлайн-уроков, вебинаров, консультаций и другим вопросам; мероприятия по взаимодействию учителей.
- формирует учебные планы, соответствующие модели электронного обучения с применением ДОТ.
- составляет расписание учебных занятий для каждого класса с включением: регулярных видеочатов (уроки по скайпу, вебинары и т.д.); контрольных мероприятий (тесты, зачётные работы, итоговые проектные работы), графиков отправки и приёма домашних заданий, часов консультаций.
Роль классного руководителя:
- ежедневно в определённое время заполняет «экран обучения»;
- собирает данные с учащихся класса: наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет; электронная почта ребёнка и родителей (законных представителей); адрес скайп, zoom (либо другого ресурса для видео взаимодействия);
- cобирает актуальные данные родителей (телефон, электронная почта, адрес фактического нахождения ребёнка и родителей (законных представителей));
- осуществляет мониторинг взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками;
- не реже одного раза в день проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса, продумывает (можно совместно с психологом) тематику этого общения для мотивации учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности.
Роль учителя-предметника:
- определяет удобные ресурсы и приложения для дистанционной формы обучения по своему предмету (коммуникация – электронная почта, чат в мессенджерах; видео урок - вебинар, скайп, zoom и т.д.; тесты, домашние задания - регулярность, график; учебный материал – учебник, видеоурок, дополнительные источники; способы организации обратной связи, рефлексии (ресурсы));
- формирует список инструментов и приложений, их краткое описание для учащихся каждого класса;
- продумывает и обсуждает с коллегами формат организации онлайн-уроков, их структуру и этапы;
- планирует преподавание учебного материала блоками, предметы закрепляет за днями, группирует учебный материал;
- продумывает и подбирает учебный материал для своего предмета, ресурсное сопровождение (включая физическую культуру, изо, музыку) - это прежде всего каталоги электронных форм учебников, а также каталоги научно-популярных видео, электронных образовательных ресурсов, фильмов, спортивных игр и соревнований, осуществляет разработку тренировок, а также творческих работ;
- определяет форматы домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием, описывает подробно технологию: как ученики сканируют-фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем документе и т.п.;
- продумывает совместно с классным руководителем формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) об обучении детей при реализации электронной формы обучения.
Ключевой фигурой перехода школы к электронному обучению посредством дистанционных технологий в сжатые сроки становится именно учитель, причём в позиции организатора обучения и организатора включенности обучающихся в образовательный процесс. Функции учителя: организация и поддержка процесса, мониторинг и анализ, экспертиза.
Не менее важным элементом модели дистанционного обучения ЧОУ «Школа «Таурас» является образовательный процесс, предусматривающий уход от традиционных форм и методов реализации образовательных программ, возможно, от традиционного деления учебных дисциплин к перспективному укрупнению учебного материала и интеграции различных учебных дисциплин в учебные блоки.
Также важным звеном модели мобильной школы является система мониторинга и сопровождения, включая психологическое сопровождение, мотивацию, процессы рефлексии.